Ситуация на рынке коммерческого транспорта: проблемы и перспективы

На состоявшейся 4 декабря в Москве пресс-конференции ассоциации РОАД были представлены тревожные данные о состоянии рынка легкого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев отметил, что с 2016 года количество среднетоннажных автомобилей (MCV) сократилось на 25%, что составляет снижение с 2,3 миллионов до 1,727 миллиона автомобилей. Средний возраст транспортных средств достигает практически 28 лет, а в сегменте спецтехники, как и у самосвалов, этот показатель еще выше — 32 года. Максим Шишко из компании «Глобал трак сервис» предоставил данные о тяжелых грузовиках, где доля китайских автопроизводителей упала с 60% до 53%, тогда как российские компании увеличили свою долю с 28% до 38%. В то же время количество сделок оказалось сокращенным на половину. Непредсказуемый ноябрь стал причиной существенного финансового давления на рынок, что негативно скажется на итогах месяца. Прогнозы на 2025 год не обнадеживают: только 46 тысяч грузовиков будут проданы. Объем продаж за 2023 год составил 125,7 тысячи единиц. Однако в 2024 году ситуация на складах усугубилась, и компании начали снижать цены на свои товары. Некоторые компании заявили о работе в условиях отрицательной маржи, что удорожает процесс реализации. С текущими условиями на складах остается почти 14 тысяч грузовиков, которые не смогут быть проданы. В сложившихся условиях китайские производители теряют свою конкурентоспособность, предоставляя дотации, что приводит к падению доходов у перевозчиков. Будущее сегмента HCV выглядит мрачным: ожидается сбыт не более 4 тысяч машин в месяц, в то время как в прошлом поднимались к отметке 10 тысяч. Всё зависит от изменений в международной политике. Лидером продаж в этом сегменте остается КАМАЗ, чьи показатели достигают 12,6 тысячи за 11 месяцев.