БАЗ: старт новой эры тяжелых грузовиков
Год назад нашу аудиторию ознакомили с тяжёлыми грузовиками от БАЗ, чьи шасси были спроектированы инженерным коллективом «Романов» на основе разработок Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка этих автомобилей осуществляется в Шушарах, под Санкт-Петербургом, на базе, где ранее производилась техника марки MAN. Изначально эти разработки велись на Обуховском заводе, который принадлежит корпорации «Алмаз-Антей», однако для гражданских нужд было образовано отдельное юрлицо под названием «Романов».
Концепция тяжёлого грузовика с независимой подвеской на всех осях и возможностью использования на дорогах общего пользования была разработана в 2021 году. В январе 2022 года началась активная разработка конструкции, а в 2023 году инженеры завершили создание опытного образца. Подготовка к серийному производству началась в январе прошлого года, и к концу текущего года ожидается старт сборки. На первых этапах запланированы шасси формата 6х6, среди которых будут седельные тягачи, самосвалы и бортовые платформы. Заказчики смогут выбрать одну из пяти доступных модификаций кабин.
Александр Бредихин, руководитель маркетинга компании, сообщил, что за три года «Романов» планирует выйти на уровень продаж в 2000 автомобилей в год. Ожидается, что к 2026 году компания сможет реализовать около 600 машин, что является обязательным условием в рамках Специального инвестиционного контракта с Минпромторгом, подписанного 30 апреля 2025 года. При этом, на текущий момент накопилось больше предполагаемых заказов, чем сможет произвести «Романов». Анализ показывает, что российский рынок грузовых автомобилей формата 6х6 составляет около 6000 единиц в год, что делает планы по продажам вполне достижимыми.
Первая предсерийная машина уже была передана в Газпром и будет использоваться для испытаний в посёлке Ямбург, расположенном за Полярным кругом. В ближайшие месяцы ещё один БАЗ поступит в Краснодарский край для тестирования, а через полгода компания получит отчёт о результатах и сможет участвовать в тендерах Газпрома.
В следующем году планируется начать разработку версии 8х8, а затем также будет создано исполнение 10х10. Конструктивное преимущество модульной структуры шасси БАЗ заключается в возможности добавления любого количества осей и высокой унификации. Рассмотрим Одобрение типа транспортного средства, вступившее в силу 2 ноября, на примере самосвала модификации S31A50, S31A51, разработанного для перевозки сыпучих грузов.
Кабина имеет каркасно-панельную конструкцию, с откидывающимся вперёд механизмом. Технически допустимое значение полной массы составляет 30 тонн, а снаряженная масса варьируется от 17,400 до 19,540 кг. Используется мощный дизельный двигатель ЯМЗ-6531, а коробка передач укомплектована 9 ступенями. Александр Бредихин поделился информацией о том, что срок окупаемости проекта не превысит десяти лет, что представляет собой оптимистичный прогноз в условиях текущего рынка.